Семейное образование: большая ответственность и свобода.

 

Вы бы выбрали для своих детей семейное образование? Москвичка Светлана Науменко решилась на это. Как, почему и что ей это дало, она рассказывает в интервью порталу «Живая Жизнь» 

 

Светлана, расскажите, пожалуйста, о своей семье. Почему вы выбрали семейную форму образования для своих детей?

Светлана: У нас обычная семья: мама, папа, трое детей. Старшие парни близнецы (им по 10 лет) и чудо-принцесса (ей 6).

 14468648_1084027348317525_8761178524717169998_o

На семейное образование выбор пал как-то сам по себе, я бы сказала — эволюционно.

Я тревожная мама, наверное, как и большинство мам в мегаполисе. Когда старшим было по 5 лет, я стала изучать вопрос образования. Узнала и про семейное в том числе, сказала мужу. Он возмутился: «Ты что, какое семейное образование?! Все дети из нормальных семей учатся только в школах!». «Окей», — сказала я и обошла все школы в нашем районе, узнавая, куда бы мы могли отвести детей учиться. В итоге поняла, что ни одна из школ не подходит, так как в каждой были свои нюансы, с которыми я не готова была мириться. 

Потом совершенно случайно нашла школу, которая от нас территориально недалеко, но относится к другому району. Пришла туда, и поняла, что это единственное место, куда я готова водить детей. Довольно скоро решив все бюрократические формальности со школой, мы уехали на дачу.

Первое сентября наступило неожиданно и обещало быть очень теплым, как и сентябрь. Потому  вся эта сумасшедшая гонка с букетами, линейками, сборами меня никак не вдохновляла. И тогда, посоветовавшись с мужем,  я решила, что первый раз в первый класс мы не пойдем. Это казалось каким-то навязанным что-ли… Я позвонила директору и  сказала: «Вы лучшая школа в шаговой доступности от нас, но мы все же пойдем на семейное обучение». 

Для него это был вызов! Лучшая школа в районе, а мы первые, кто решил не ходить к ним, а уйти на семейное обучение. Он несколько раз потом со мной встречался, пытался понять наш выбор, спрашивал о причинах. Я сообщила ему, что я не против школы как социального института в принципе, что не считаю, что школы не нужны. Просто они — не для всех. Каждый выбирает тот путь, который ему удобен.

Семейное образование требует большой ответственности от родителей за то, что происходит и с ними, и с их детьми. Далеко не каждый родитель готов ее на себя полностью взять. 

13321699_990550724331855_6352452756341714853_n

Как вы с детьми пережили первый школьный год в самостоятельном плавании? 

Светлана: Первый класс был тяжелым лично для меня. 

Когда все вокруг ходят в школу, до ночи делают уроки, пишут прописи и вот это все, а у тебя все совсем по другому — это разрыв шаблона. Было, в каком-то смысле, страшно. Хорошо еще, я знала юридическую сторону вопроса. Тем, кто решается на такой опыт, не подготовившись в этом плане, еще тяжелее. 

Фанатизм в любом деле — это плохо. Я не иду с флагом против школы. И каждый раз я выбираю форму получения образования лишь на год, на этот класс. Потому что меняюсь я, меняются дети, меняются школы. Я вела несколько семинаров, читала лекции на фестивале семейного образования и всегда и везде говорю, что семейное образование — не для всех. Мы все разные, и прекрасно, что мы можем выбирать форму, удобную именно нам.

 13516276_1007354645984796_1462703214296603771_n

С папой нашим решилось так: я ходила по родительские собрания в разные школы с диктофоном, записывала все, что там происходит, потом приносила ему и говорила: «Садись и слушай. Куда ты скажешь, туда и пойдем. Я не могу выбрать».

Он все послушал и сказал: «Ну вообще-то, все дети из приличных семей учатся дома». :). 

Сейчас ваши парни уже в четвертом классе. Что вы можете сказать сейчас?

Светлана: Совершенно точно, без ложной скромности, могу сказать, что у детей знания по многим предметам глубже, чем у их сверстников, учащихся в школе.  Аттестация у них не вызывает сложности, и не имеет особой значимости. Это просто отметки. 

Дети учатся с интересом и удовольствием — это один из самых важных плюсов семейной формы обучения для меня. Они открыты к познанию мира, происходящему вокруг. Мы нашли педагогов, которые смогли не только объяснить мальчишкам предмет, но и увлечь им. При этом интерес у них волнами: то математика/физика, потом затишье, потом английский, потом еще что-то. Мне печально видеть, что дети друзей, которые ходят в школу, уже в начале года настолько устают от учебы, что не хотят ничего.

Как сами дети относятся к тому, что учатся дома?

Светлана: Когда подошло время отдавать их в школу, я им сказала: «Дети, вам исполнилось 7 лет. По закону вы должны пойти в школу. У нас с вами есть два варианта: или мы ходим туда каждый день, встаем в 7 часов утра и так далее. Или мы можем остаться дома, учиться самостоятельно, раз в год сдавая аттестацию в школе». 

Я понимаю, что тогда я это говорила больше для себя, чем для них. Но они сказали: «Ну, мы 7 лет как-то прожили без школы, давай не пойдем :)». На том и порешили.

В конце каждого учебного года я им говорю: «Если вы захотите в школу ходить — заранее меня предупредите. Я куплю вам рюкзаки, обеспечу всем необходимым и пойдете себе на здоровье». Но так как у них круг общения, в основном, состоит из тех, кто в школу ходит (дети друзей, в музыкальной школе и на секциях), то наслушавшись их рассказов, в школу они пока не хотят. А дальше — поживем-увидим.
13315251_990570710996523_1923823237071506688_n

Автор материала: Валентина Крюкова

Подпишись на новые истории, чтобы получить первым новинки!

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *