Семейное образование. Когда не хочешь тратить время на лишнее.

Перед началом учебного года (и у моих детей в том числе), я решила взять несколько интервью на очень волнующую меня тему — домашнего/семейного и альтернативного образования. Первое интервью из этой серии с Tanya Malits.

Давай начнем с того, как оформить ребенка на семейный тип обучения?

Таня.: Есть основной закон — Конституция. Мы должны выполнять наши родительские обязанности, в том числе обеспечить право ребенка на среднее образование, то есть в школу ребенка записать все равно нужно.
Другой вопрос в какую. У школы есть устав. В уставе прописаны формы и типы обучения, которые предоставляет эта школа. Очная форма, очно-заочная, семейное обучение и т.д. Можно поискать такую школу возле дома, можно обратиться в департамент образования и вам предоставят список школ, которые работают с семейниками. Вы записываетесь в эту школу и спокойно остаетесь учиться дома. По графику школы проходите аттестацию (раз в 2 недели, раз в четверть, раз в полгода или раз в год — где как принято).

А как и почему вы пришли к этому? Почему выбор пал именно на такой формат обучения?

Таня.: Началось все еще в детском саду: сын категорически отказывался там выполнять задания: писать, рисовать, вырезать и клеить. У него были совершенно нормальные отношения с детьми, но когда начинались всякие уроки — заставить его было невозможно. Нас отправляли к нейропсихологам, психолингвистам и так далее. Те говорили: «У вас нарушение межполушарных взаимодействий и ваш ребенок дисграфик». Сын действительно дисграфик — ему сейчас 15 лет, и писать он так и не научился нормально. То, что Грин пишет, разобрать крайне сложно. Тем не менее, он сейчас сдавал ОГЭ и у него 96-99 баллов по всем предметам. То есть, если напряжется, если ему нужно- может всё.

Мы искали первого учителя не сильного педагога, а добрую мягкую тетю. Нужен был человек, который лояльно отнесется к особенностям ребенка. И нашли такую. Да, в классе были проблемы с дисциплиной, но моему ребенку там было комфортно. Он обычный, нормальный, средний по способностям ребенок — просто, как дисграфику, ему было крайне сложно, когда нужно писать. Все, что можно ответить устно — выполнял легко. Во втором классе один из трех уроков физкультуры заменили на танцы. Грин увлекся, танцевал сначала в школе, потом перешел в серьезный клуб и начались ежедневные многочасовые тренировки. Плюс занимался музыкой — нейропсихологи посоветовали фортепиано, для развития межполушарных взаимодействий. Из-за частых турниров приходилось пропускать учебу. Школа была не рада.

У меня есть подруга, дочь которой училась в престижной английской школе для девочек, но от российского аттестата решила не отказываться. Приезжала на каникулы, занималась, сдавала блоками предметы и уезжала обратно. Я предложила сыну поискать в Москве такой заочный формат, он был в восторге от идеи, и мы решили пробовать. Мне кажется, что школа отнимает огромное количество ресурсов, сил и времени на ненужную чепуху, а на то, что действительно интересно и чем хочется заниматься, не остается ни сил, ни времени. Когда сын ушел из школы, у нас началась совершенно другая счастливая жизнь 🙂

Он решил это сам, возраст был уже относительно осознанный — 7 класс. Грин понимал, что предметы, которые не интересны, но «забить» на которые нельзя, ибо сдавать все равно нужно, он сядет, выучит, сдаст и забудет. А оставшееся время можно посвятить любимым предметам и хобби. А вот мой родительский контроль и всё то, что так не любят родители (собрания, родительский комитет, отношение детей-учителей-завучей-директоров и т.д.) закончилось ровно в тот момент, когда сын перешел на семейное обучение. Он сам стал всем заниматься, взял на себя всю ответственность за свою учебу. Я очень боялась, что «самостоятельная» учеба сына ляжет на мои плечи , но вышло совсем иначе. Через год они с партнершей по танцам решили, что скоро 9 класс, нужно будет готовиться к ОГЭ, занятия танцами отошли на второй план, а дети взялись за учебу. Совершенно взрослое осознанное решение. Не уверена, что к таким взрослым решениям сын был бы способен, продолжая учиться в обычной школе, где за детей принимают все решения родители и учителя, и где полностью отсутствует свобода выбора.

А как происходит взаимодействие со школой сейчас? Как происходит аттестация?

Таня.: Все честно и прозрачно. Сын учится сам дома и с репетитором по любимым им физике-математике. Неделю в конце каждого триместра он ходит на 2-3 урока в школу со всеми «очниками», сдает текущие работы — контурные карты, рабочие тетради, пишет тесты, диктанты, сочинения, контрольные и прощается до следующего раза. Аттестация происходит даже по физкультуре. В 8 классе сдавал нормативы, в 9 писал рефераты по заданным темам.

Одна из прелестей расшколенного образа жизни, это то, что вдруг с 1 сентября ты получаешь совершенно самостоятельного ребенка . Для меня это было очень неожиданно, ведь Грин всегда был, наоборот, безответственным разгильдяем. А тут свобода стала стимулом к взрослению и ответственности. Все получилось как нельзя лучше — понаблюдав за процессом пару месяцев и я поняла, что, наконец, могу вздохнуть спокойно и расслабиться. Конечно, я слежу за результатами промежуточной аттестации в электронном дневнике, но весь остальной контроль отпустила.

С другой стороны, моя младшая дочь категорически не хочет уходить из школы. Ей там нравится, у нее там друзья, ей интересно, весело. Учеба в ее нынешней школе совсем никакая, приходится многое объяснять, помогать с уроками. Порой, заглядывая в тетради, недоумеваю: «А зачем Софи туда ходит, кроме общения?». Впрочем, оценки у нее хорошие, только знаний нет совсем. Но раз она не хочет уходить, значит мне придется позже (сейчас дочь в 7 классе) искать репетиторов, готовить к ОГЭ/ЕГЭ, а сейчас — пусть идет как идет. Мы пытались перевести ее в другую школу — лицей, где уровень обучения и знаний гораздо выше. Но проучившись там год, Софи со слезами просила, чтобы ее перевели обратно. В старую школу, где остались друзья. Просто именно там ей повезло найти их. С новой школой ничего не получилось, и она вернулась обратно.

Если дети с утра до вечера учатся, через день занимаясь с репетиторами и сидя допоздна за уроками — а зачем тогда вообще школа, если все равно нанимать и оплачивать репетиторов, которые будут давать знания, которые не дает школа, хоть и требует? Если общения и пресловутой социализации хватает в других местах, то «а зачем»?

Таня: Семейная форма обучения удобна своей свободой в плане перемещений (отпуск и поездки в удобное время, а не в общепринятые даты), но самый главный плюс- возможность планирования ежедневного расписания и индивидуальный план обучения. Например, сын уже сдал некоторые предметы за весь школьный курс и сейчас больше времени может отдать подготовке к экзаменам по физике и математике.

Как итог можно сказать, что хорошо, когда родители прислушиваются к пожеланиям детей. Когда у одних родителей дети учатся на разных формах обучения. И всем от этого хорошо. Таня, спасибо большое за разговор.

 

Автор материала: Валентина Крюкова

Подпишись на новые истории, чтобы получить первым новинки!

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *