Великие учителя, изменившие отношение школы к детям

Семья и отношения-481

Все родители надеются, что школа поможет малышу стать творческим, всесторонне развитым человеком. На вопрос как воспитать гармоничную личность» учителя ответили еще в эпоху Возрождения, когда образование было привилегией. Эразм Роттердамский, Рабле, Монтень знали: хороший педагог уважает ребенка и верит в него. В 17-м веке великий чешский педагог Ян Коменский доказал: «У ребенка надо пробудить интерес к учебе, используя чувства, разум и веру». Француз Руссо основой воспитания считал свободное развитие. Но только в начале 20-го века благодаря педагогам-новаторам эти идеи нашли массовое воплощение, а традиционная школа повернулась лицом к ребенку и прислушалась к его мнению.

Ближе к жизни

Обучение детей школьного возраста дома

Герберт Спенсер (1820-1903) — английский ученый-эволюционист. Критиковал книжное образование и механическую зубрежку.»Образование должно приносить практическую пользу, — писал он, — обеспечивать разностороннее развитие личности ребенка». От условий жизни ребенка и влияния, оказанного на него в детстве, зависит, каким человеком он вырастет. Спенсер говорил о необходимости «развивать всего человека». Автор книги «Воспитание: умственное, нравственное, физическое» (1861). Сторонник нравственного воспитания, применял принцип естественных последствий. Дети на своем опыте должны ощущать, к чему ведут их поступки. Поскольку хороший поступок приносит радость, а плохой приводит к неприятностям, нравственный человек стремится к хорошим поступкам и избегает дурных. Такой подход развивает внутреннюю дисциплину и формирует характер ребенка. Педагогическая цель Спенсера — создать такую личность, которая будет управлять собой, а не такую, которой будут управлять другие.

«Правильная деятельность лучше всего обеспечивается в жизни, когда познаются дурные и хорошие последствия поступков, а не тогда, когда принимают их на веру с чужих слов». Г. Спенсер

Свободное образование

Эллен Кей (1849-1926) — шведская общественная деятельница, активистка движения за права женщин, охрану материнства и детства. Сторонник свободного воспитания, автор книги «Век ребенка» (1899). Эллен Кей считала, что изменения в мировоззрении человека приводят к изменениям в обществе. Ребенку необходим мир, в котором он сможет свободно развиваться. Нужно предоставить природе ребенка «спокойно и медленно помогать самой себе». Лозунг «Жить ради детей» Кей заменила новым: «Дайте жить детям». Педагогика, по ее мнению, должна не подстраивать ребенка под окружающий мир, а помогать ему раскрываться. Свободная личность будет отстаивать свои права и идеалы, встречаясь со злом и несправедливостью. Это направление педагогики опиралось на теорию Льва Толстого о свободном образовании.

«Взрослый человек сошел бы с ума, если бы какой-нибудь шутник-титан вздумал в течение одного только дня так общаться с ним, как он целые годы обращался со своим ребенком». Э. Кей

Обучение действием

Джон Дьюи (1859-1952) — американский философ, социолог, психолог. Основоположник прагматизма. Автор книги «Школа и общество» (1899). Основная идея: «Ребенок является центром педагогической вселенной, и все средства образования должны вращаться вокруг него». Идеи Дьюи вдохновляли первых советских педагогов, создавших в 1920-е годы единую трудовую школу. Позже, при Сталине, утвердилась авторитарная модель школы. В 2000 году был издан полный перевод труда Дьюи «Демократия и общество» (1936). Дьюи предлагал превратить школу в модель демократического общества. Рассматривал образование не как подготовку к взрослой жизни, а как саму жизнь. Для этого школьную жизнь нужно приблизить к повседневной. Образование по Дьюи — не ограничение, налагаемое на ребенка, а содействие его развитию. В обычной школе ребенок получает знания, а потом учится их применять. У Дьюи ребенок, сталкиваясь с проблемами, решает их, получая нужные знания и навыки. Педагогическая программа строится, исходя из интересов, способностей, потребностей и уровня развития ученика. Цель — научить ребенка самоконтролю, создавая ситуации, которые требуют активного действия.

«Мышление — единственный метод обучения, который можно назвать по-настоящему умным, так как он использует и обогащает ум». Д. Дьюи

Стремление к истине

Рудольф Штайнер (1861-1925) — австрийский философ, эзотерик, реформатор и архитектор. Поддерживал независимость образовательных учреждений от государственного контроля, создатель Вальдорфской школы, автор книги «Образование ребенка» (1907). Основные принципы: стремление не к знаниям, а к истине

Женский журнал онлайн для прекрасного пола. На нашем сайте для женщин Вы можете бесплатно читать статью - Великие учителя, изменившие отношение школы к детям. Здесь Вы найдёте информацию про красоту, здоровье, отношения, любовь, детей, карьеру, путешествия, рецепты и многое другое.

Если понравилась статья, поделитесь с друзьями:
Женский-Журнал
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.